Пратап Чакраварти,
директор по маркетингу компании "Accu-Sort Systems",
сентябрь 2011 (журнал "Мodern Material Handling')
В свою последнюю командировку в Китай я обнаружил нечто удивительное: менеджеры дистрибьютерного центра (ДЦ) всё больше говорили о высокой стоимости труда в сравнении с автоматизацией и системами штрих-кодирования. Учитывая, что средняя заработная плата здесь и так составляет менее $2 в час, это звучало безумно! Однако китайский бизнес вынужден увеличивать зарплату работникам, чтобы противостоять текучке кадров. В условиях роста экономики это означает, что работник может легко найти другую работу, за которую платят больше. Проблема ещё заключается и в том, что китайское правительство существенно повысило минимальный уровень оплаты труда в таких индустриальных провинциях как Гуандонг. Увеличение уровня оплаты труда естественным образом сказывается на уменьшении прибыли предприятий. И вдобавок такие страны как Индия и Вьетнам конкурируют с Китаем за доступ к заказам транснациональных компаний. Все это вместе взятое означает, что автоматизация дистрибьютерских центров Китая вскоре будет иметь большое значение. И это хорошая новость для производителей складского оборудования и логистического бизнеса.
Являясь самым большим по численности населения государством, с самыми высокими темпами роста экономики, Китай стал поистине "страной возможностей". ВВП вернулся к своим двузначным показателям роста после спада 2009 года. Китай обскакал Японию, как вторая крупнейшая мировая экономика, а китайский автомобильный рынок - теперь самый большой в мире. Кроме того, потребитель Поднебесной имеет больший доход, чем когда-либо прежде, и внутренний спрос на товары растет.
Для поддержания роста экономики системы поставок должны быть более эффективными и экономически выгодными, поэтому с точки зрения логистики Китаю есть куда стремиться, чтобы догнать Запад. Многие предприятия Китая имеют незначительную систему автоматизации склада или не имеют её вообще. Я посетил компанию по доставке посылок, у которой была только одна сортировочная линия на ДЦ. До недавнего времени ручная обработка посылок была дешева, а объёмы посылок достаточно невелики, но сейчас автоматизация этого процесса кажется необходимостью.
Сокращение отставания в логистических технологиях становится всё более важным у китайских ДЦ-менеджеров. В консалтинговой компании CB Richard Ellis считают, что для развития логистического хозяйства уровень вакантных площадей низок, и количество самих площадей, пригодных для строительства логоцентров, тоже ограничено, таким образом эффективность можно достичь только в пределах внутреннего пространства дистрибьюции. Согласно данным исследовательской компании Tomkins Associates, производство грузоподъёмного оборудования в Китае растёт на 22% в год.
Подобные цифры у меня вызывают оптимизм, особенно когда они укладываются в контекст. Я проанализировал историю систем штрих-кодирования в сфере грузоподъёмного оборудования. В Китае можно выделить 3 этапа развития этих систем.
1 этап: С 1970 по 2000 год большинство китайских компаний используют ручной труд на складах, поскольку оплата труда низкая, а рабочих рук в изобилии.
2 Этап: С 2000 по 2010 год многие ДЦ автоматизируются, чтобы соответствовать техническим требованиям иностранных компаний, с которыми работают и связаны в глобальной сети поставок. Этим крупным производителям необходима мгновенная и точная обработка лекарственных препаратов и потребительских товаров, таких как шины.
3 Этап: С 2011 года автоматизация включается в часть стоимости. Быстрый экономический рост приводит к нехватке рабочих рук в районах восточного побережья Китая, где сосредоточено большинство ДЦ. В результате решения об автоматизации стали основываться на увеличении пропускной способности, а не на увеличении численности персонала - модель, хорошо знакомая западным складским профессионалам.
Помимо уменьшения затрат существует ещё потребность в надёжной системе погрузки. Многие работники, отправляясь на китайский Новый год к себе домой, обратно не возвращаются, находя работу ближе к дому, в китайской глубинке или на фабрике через улицу. Свободная рабсила создаёт трудности для нормальной работы портов, что критично для логистического бизнеса. В противовес этому китайские ДЦ-менеджеры могут обращаться к автоматизированным средствам, чтобы не прекращать работу ни на день.
Китайское правительство может быть дополнительным двигателем автоматизации. В соответствии с "Планом Реструктуризации Логистической Сферы и Повышения Стимулирования", выпущенном в 2009 году, правительство Поднебесной считает повышение эффективности в логистике одним из приоритетов своей стратегической политики. В самом деле, Tomkins Associates, говорит, что национальные стандарты, изданные для стандартизации дизайна и исполнения в сфере дистрибьюции, призваны обеспечить совместимость китайских ДЦ с потребностями мирового рынка.
Исходя из вышеперечисленного, я верю, что индустрия грузоподъёмного оборудования Китая перейдёт в автоматизированное состояние, - наиболее успешное в развитых странах, и это повлечёт за собой полную интеграцию с мировым бизнесом. Мировые компании начнут стандартизацию систем складского оборудования, что приведёт к упрощению операций и уменьшению затрат на работу склада.
Это "золотое" время для грузоподъёмной и логистической индустрии. Это шанс сыграть значительную роль в продолжающемся росте китайской экономики, помочь ДЦ автоматизировать новые и уже существующие цепочки поставок. И мы не должны упускать его.
Выбрано позиций: 0 (показать)